Chromov CollectionРеставрация и продажа классических автомобилей
Рубрика «Автоклассика»

Знаменитые автомобили на гоночной трассе

В Европе к спорту относились серьёзно. Нужны были серьёзные основания, чтобы автомобиль мог считаться спортивным. К спортивным относились лучшие модели Феррари, Ягуара, Мазерати

Почти с момента возникновения автомобильной промышленности главным двигателем прогресса в этой области стали считаться автогонки. Именно благодаря этому, как тогда говорили, «спорту для сумасшедших» автомобили превратились из моторизованных карет в транспортные средства, способные передвигаться и маневрировать на высоких скоростях. Именно с целью побеждать в гонках в автомобилестроение пришла физика, выраженная в формулах бокового скольжения, передаточных отношений, сопротивления качению и сотнях других.

Автомобиль развился из кустарной самоделки в цельную, тщательно просчитанную, сбалансированную и отлаженную конструкцию.

Мало-помалу оформилось направление создания конструкций специально для спорта. К тому времени гоночные автомобили уже не являли собой беспредельные конструкции. Они были обязаны соответствовать весьма жестким сводам требований и ограничений. В этих рамках конструкторам приходилось вести счет на доли граммов и миллиметров. Эти методы были неприемлемы при создании обычных дорожных машин. А между тем многих рядовых автомобилистов всерьёз интересовало, на что способно их личное средство передвижения. И молодёжь, и отцы семейств начали меряться силами на загородных дорогах в выходные. Кое-кто специально приспосабливал свои машины. Гонщики-джентльмены объединялись в автоклубы. Так оформились гонки серийных автомобилей, интерес к которым рос по мере того, как гоночные машины становились все менее пригодными для передвижения вне гоночных трасс.

Серийные машины составляли большинство на таких состязаниях как Милле Милья, Альпийский тур, ралли Монте-Карло. И хотя победы в них одерживали специальные конструкции, созданные в лабораториях крупных компаний, всё же многие состоятельные джентльмены были рады возможности приобщиться к большому автоспорту.

В Америке после войны приобрели популярность любительские автогонки по уикэндам. Участвовавшие в них машины были собраны из агрегатов от разных моделей и на серийные были похожи разве что с виду. Такие фирмы, как Форд, Крайслер, Хадсон, Студебейкер, выпускали модели, изначально пригодные для участия в гонках профессионального уровня. Модель 300 компании Крайслер, Рокет 88 компании Олдсмобайл, Хорнет (Шершень) компании Хадсон имели мощные моторы, настроенные шасси, могли комплектоваться механическими трансмиссиями. На них успешно выступали в гонках NASCAR («Национальной ассоциации гонок серийных автомобилей») спортсмены заводских команд, и столь же успешно кадрили девчонок завсегдатаи закусочных Малибу-Бич, Санта-Моники и Вестсайд Лос-Анджелеса.

В Европе к спорту относились серьёзно. Нужны были серьёзные основания, чтобы автомобиль мог считаться спортивным. К спортивным относились лучшие модели Феррари, Ягуара, Мазерати. На спортивных авто специализировались Порше, MG, Остин-Хили. Со спортивными машинами соприкасался класс «Grand-Turismo», а к классу «Grand-Routiere» относились большие мощные авто для быстрого и комфортного перемещения по прямым шоссе.

Хорошие спортивные задатки демонстрировал скромный семейный седан Форд Кортина. Отлично показывали себя BMW, Альфа-Ромео и SAAB. И по-настоящему достойно держали марку Мерседес и Ягуар. Мерседесовский конструктор Рудольф Уленхаут считал нужным оттачивать ходовые качества всех без исключения автомобилей. Сам профессиональный спортсмен, он считал, что это необходимо для того, чтобы безопасно выдерживать режим движения по современным дорогам. И добился того, что серийный Мерседес 230SL на кольце в Монтрё уступил только четверть секунды на круге самой Феррари (за рулём был сам Уленхаут). Успешно гонялся в ралли и на кольце седан Мерседес 300SE. Больших успехов в ралли добивался Ягуар MkII с дисковыми тормозами на всех колёсах, мощным двигателем и отменной управляемостью. На такой машине выступал генеральный импортёр Ягуара в Германии Петер Линднер. Стоит сказать, что тогда машины выходили на старт при всей отделке, обивке и бамперах. Только позже стали снимать бамперы, обивку салона, вваривать каркасы безопасности, ставить облегченные кузовные детали и пластиковые стекла. Привело это в итоге к тому, что «серийные» автомобили, выходящие на старт, перестали быть серийными. И примечательны слова героя фильма о гонках NASCAR: «В этих машинах ни черта серийного».

Возрождение класса по-настоящему серийных автомобилей (т.н. «группы N») началось, когда был наложен запрет на участие в гонках-ралли машин бескомпромиссно спортивной группы B, на которых в сезон 1985 года погибла почти половина спортсменов, выступавших в этом классе. И даже новая группа WRC не смогла пошатнуть позиции группы N и кит-каров. А старички Мерседесы, Ягуары, Альфа-Ромео, BMW, SAAB, Форд, Опель, Вольво «скрещивают копья» на гонках исторических спортивных машин, участвуют в которых настоящие гонщики-джентльмены. Хотите влиться в их ряды? Дерзайте — всё зависит от вас!

in english / по-русски